10.06.2014 11:51
Открывая пленарное заседание, глава Минстроя РФ Михаил Мень отметил важность конструктивного взаимодействия строителей и органов власти в рамках выполнения государственных задач по развитию строительной отрасли. По его словам, министерство старается получать актуальную информацию от застройщиков о проблемах, препятствующих возведению жилья.
«Несмотря на то, что министерство создано недавно, нам уже удалось многие вопросы сдвинуть с места, в частности, запустить работу с нормативно-правовой базой. Также один из основных наших принципов в работе по развитию жилищного строительства – «ничего для вас без вас», что означает то, что мы максимально стараемся получать информацию от застройщиков о существующих у них проблемах в части согласовательных процедур, темпов строительства и так далее. Мы считаем, что вам виднее, какие меры нужно предпринимать для реализации поставленных Правительством РФ перед нами задач», — сказал Михаил Мень. Также министр отметил, что перед отраслью сегодня стоит два достаточно серьезных вызова: высокая забюрократизированность процессов и отсутствие свободных земельных участков для комплексной застройки, оснащенных необходимой инженерией.
«Что касается первого – уже утвержден исчерпывающий перечень согласований, который удалось сократить с 220 до 134, из которых до конца года будет ликвидировано еще порядка 40 излишних процедур согласований. В прошлом году страна построила 70 млн 500 тыс. квадратных метров жилья (рост по сравнению с показателями 2012 года составил 13%). Мы рассчитываем на то, что рост будет сохраняться, хотя, есть и определенные риски, связанные, в том числе, и с объективными причинами.
Что касается второго вызова. У нас сегодня есть федеральная программа «Жилье для российской семьи», официальный старт которой будет дан в начале июля, на заседании коллегии министерства с участием губернаторов тех регионов, которые подали заявку на участие в программе. Процесс реализации данной программы – непростой, до 2017 года мы планируем ввести до 20 млн кв метров дополнительно жилья экономического класса. Пока заявку на участие подало 44 региона, но их число будет расти, так как данная программа может стать реальной поддержкой региональному строительству. Более того, для участия в программе не важно право собственности застройщика на землю. Земля может быть как в собственности, так и в аренде у застройщика, также это может быть муниципальная земля, или в собственности федеральных органов государственной власти. Данные вопросы будут решаться через Фонд развития жилищному строительству».
Говоря о строительстве арендного жилья, Михаил Мень отметил, что по данной теме было также большое количество дискуссий, но наконец-то консенсус достигнут, что будет закреплено в соответствующем федеральном законе в ближайшее время.
«Основное недопонимание создавалось вокруг вопроса о том, можно ли в одном доме совмещать коммерческое и некоммерческое жилье. Пришли к единому мнению о возможности совмещения при условии, что под социальное жилье должно быть отведено не менее 50%». Глава Минстроя сообщил, что в июне Государственной Думой будет рассмотрен законопроект, который определяет порядок социального найма жилья. Михаил Мень напомнил, с 2012 года в рамках пилотного проекта Агентства ипотечного и жилищного кредитования в 30 регионах страны в эксплуатацию введено 608 тысяч кв. метров такого жилья, еще 17 регионов заключили договоры о намерениях.
Министр строительства обратил внимание на необходимость сегодня построить работу так, чтобы экспертиза, и государственная и негосударственная, принимала к рассмотрению те проекты, которые выполнены на основе еврокодов.
«Что касается типовой проектной документации, сегодня в Минстрое формируется библиотека типовых проектов, проводится их экспертиза. Применение таких проектов во всех регионах страны позволит значительно сократить сроки строительства, так как им придется в дальнейшем проходить лишь экспертизу относительно привязки к местности».
По поводу негосударственной экспертизы Михаил Мень заверил участников пленарного заседания, что ликвидации данного института не будет, но требования к ней необходимо ужесточать. Наряду с этим будет расширяться филиальная сеть Главгосэкпертизы и активно осуществляться переход на электронный документооборот.
По словам заместителя председателя правительства Московской области Германа Елянюшкина, создание качественной среды проживания с максимально расширенной социальной инфраструктурой сегодня является одним из главных приоритетов в Подмосковье. Застройщикам необходимо уходить от точечной застройки жилья в сторону комплексного освоения территорий.
Власти Подмосковья также могут ограничить использование в области старых серий панельных многоэтажек.
«Я думаю, что в июне мы окончательно подпишем документ, который с 1 июля 2016 года ограничит 21 тип панельного домостроения», — рассказал чиновник. При этом Герман Елянюшкин подчеркнул, что власти стараются не делать резких движений, предоставив подмосковным ДСК провести модернизацию производства в рамках переходного периода.
О развитии жилищного строительства в Москве рассказал участникам совещания руководитель столичного Департамента градостроительной политики Сергей Левкин. По его словам, за первые четыре месяца 2014 года в столице введено в эксплуатацию более 2,3 млн кв. метров недвижимости, из которых около одного миллиона приходится на жилье, что 22% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего согласно планам столичных властей в этом году планируется ввести в эксплуатацию около 8,7 млн кв. метров недвижимости, из них жилья — более 3 млн кв. метров.
Сергей Лёвкин отметил, что около 600 тысяч кв. метров будет построено в рамках социальных обязательств за счет бюджета города. Особое внимание чиновник уделил вопросам развития территории «новой Москвы», где за прошедший год было построено 2 млн кв. метров недвижимости и создано 35 тысяч рабочих мест.
«В этом году мы планируем единую архитектурную концепцию, готовим предложения того, как реализовать целостный проект «города в городе», не допустив ошибок старой Москвы. В первую очередь мы выстроили транспортные и инженерные коридоры, разработали территориальные схемы двух новых административных округов с перспективой развития до 2050 года», — рассказал Сергей Левкин.
Развитие жилищного строительства и строительного комплекса в целом невозможно без прозрачного конкурентного рынка земельных участков, считает председатель Комитета ГД по земельным отношениям и строительству Алексей Русских. По его словам, в настоящее время доступ к земельным ресурсам значительно осложняется огромным количеством избыточных процедур в сфере земельных отношений, а также административными барьерами, которые зачастую умышленно создаются органами власти на местах. Для решения этих проблем была проведена большая работа, результатом которой стало принятие ряда законопроектов, направленных на вовлечение в оборот земельных участков Фонда РЖС для строительства жилья эконом-класса.
«Теперь перед нами стоит задача принять общий закон, позволяющий привлекать для такого строительства земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. В первом чтении соответствующий законопроект №444365-6 уже принят. Я надеюсь, что совместно с Правительством РФ, с Министерством строительства мы в сжатые сроки подготовим документ ко второму и третьему чтению», — рассказал Алексей Русских.
Тему законодательных инициатив продолжила первый заместитель председателя Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ, президент НАМИКС Елена Николаева. Депутат уверена, что проекты комплексного освоения новых территорий под жилищное строительство должны получить налоговые льготы. В настоящий момент собственники земельных участков, предназначенных для жилищной застройки, вынуждены платить двойной земельный налог.
«Предлагается внести изменения в статью 396 Налогового кодекса РФ для компаний, которые реализуют на своей земле проекты комплексного освоения территорий, в части освобождения от повышающего налогового коэффициента», — сказала она. Также предполагается освобождение застройщика от налогового вычета по НДС при безвозмездной передаче в госсобственность объектов социальной, инженерной инфраструктуры и отнесение его затрат на себестоимость.
Говоря о проблемах застройщиков, эксперты также отмечали нерешенность проблем по присоединению строящихся объектов к инженерным сетям и включение застраиваемых территорий в инвестиционные программы сетевых компаний. По мнению президента НОЗА Леонида Казинца, в большинстве случаев застройщики строят на территориях, не попадающих под такие инвестиционные программы.
«Задачу присоединения к сетям часто приходиться решать в индивидуальном порядке. Это существенно затягивает сроки строительства и увеличивает расходы. Поэтому необходимо принять на законодательном уровне такие механизмы, чтобы инвестиционные программы естественных монополий и ресурсоснабжающих организаций планировались с обязательным учетом развития территорий и комплексной застройки жилья», — отметил Леонид Казинец.
Руководитель Фонда РЖС Александр Браверман рассказал о текущей деятельности организации. В частности, он отметил, что общая площадь проектируемого и строящегося жилья на участках РЖС в 47 субъектах Российской Федерации составляет 22,9 млн кв. метров. Совместно с властями ведется работа по созданию условий для увеличения объемов строительства.
«На основе результатов нашей работы Президент Российской Федерации поручил Фонду заниматься неразграниченными землями, которые по умолчанию находятся в ведении муниципалитетов. Это огромные объемы с хорошей локацией», — рассказал генеральный директор Фонда РЖС.
Во второй части пленарного заседания заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Александр Плутник рассказал о работе Минстроя по сокращению административных процедур в строительстве. По словам чиновника, ведомство уже сократило общее количество пунктов для процедур в жилищном строительстве с 240 до 134, дополнительно рассматривается возможность сокращения еще порядка 40 пунктов.
Президент ГК «Кортрос» Вениамин Голубицкий рассказал о реализации государственной программы «Жилье для российской семьи» с точки зрения инвестора. По его мнению, поскольку комплексное освоение территорий требует значительных финансовых вложений, в условиях ограниченных государственных ресурсов исключительно важным является включение частных инвесторов в список участников данной программы. Так же, как отметил Вениамин Голубицкий, нельзя рассматривать проблемы российского строительного комплекса в отрыве от региональной специфики, учитывая только реалии Москвы и Московской области, для привлечения крупных застройщиков и инвесторов в регионы необходимо создать преференциальные условия.
Руководитель Мосгосэкспертизы Валерий Леонов посвятил выступление вопросам совершенствования и оптимизации проведения государственной экспертизы и деятельности Мосгосэкспертизы. Были перечислены такие характерные изменения, как сокращение и регламентирование исчерпывающего перечня документов, отмена оплаты за проверку наличия предусмотренной законом документации и т.д. Валерий Леонов отметил важность конструктивного сотрудничества Мосгосэкспертизы с Министерством строительства и ЖКХ РФ, а также акцентировал внимание аудитории на перспективах развития и практического применения технологий информационного моделирования зданий в России.
Президент Национального объединения проектировщиков Михаил Посохин в своем выступлении сказал, что решить поставленные главой государства задачи по снижению стоимости квадратного метра жилья, осуществлению быстрого и качественного строительства объектов и переселения россиян из аварийного и ветхого фонда можно обратившись к весьма эффективному методу использования типовых проектных решений в строительной практике.
По мнению Михаила Посохина сегодня идет разрушение базовых институтов, которые концентрируют очень ценных специалистов, и Министерство должно обратить внимание на сферу проектирования, а не только на собственно строительство. В плане объединения профессиональных усилий и эффективного использования опыта и знаний каждого специалиста очень важна работа Общественного Совета, созданного при Минстрое России. В рамках данного Совета необходима, в том числе, и работа над созданием и использованием типовых проектных решений.
«Главное преимущество использования типовых проектных решений в современной строительной практике связано с перспективой снижения себестоимости строительства, что сегодня выдвигается на первый план. В типовых проектах должны быть предусмотрены технические решения наиболее выигрышные по функциональным, техническим и экономическим показателям, позволяющие наиболее эффективно использовать капитальные вложения, широко применять индустриальные методы строительства.«Речь не идет о механическом применении ГОСТов и СНиПов советских времен — в нынешних условиях это было бы неким атавизмом. Принципиальной задачей становится работа по их актуализации, а также разработке новых нормативов, регламентирующих применение типовых решений. Помимо советского опыта целесообразно обратиться к опыту международному, приспосабливая его к российским условиям. Страна у нас большая, регионы отличаются по природно-климатическим, социально-культурным, технико-технологическим, финансово-экономическим характеристикам и параметрам. Например, скандинавские страны располагают развитой базой современных типовых проектов, которые могут соответствовать по своим природно-климатическим параметрам проектам для северных регионов нашей страны. Действительно, главной претензией к типовому проектированию советского времени была унифицированность проектных решений – одни и те же жилые серии возводились во Владивостоке и в Калининграде, в Норильске и в Краснодаре. Эти исторические уроки должны быть усвоены», — сказал Михаил Посохин.
В рамках двухдневного совещания прошел очередной съезд Национального объединения застройщиков жилья, а также было проведено 7 круглых столов, где участники обсудили широкий круг вопросов, в том числе государственную политику в сфере вовлечения в жилищное строительство новых территорий, вопросы технического регулирования и подключения к сетям инженерно-технического обеспечения, налогообложение деятельности застройщиков и контроль за их деятельностью. Организаторами форума выступили Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и Ассоциация «Национальное объединение застройщиков жилья» (НОЗА) при поддержке Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС), Национальных объединений строителей и проектировщиков.
По материалам сайта http://tstula.ru/news_100614_2.html
Дата обновления информации на странице 01.01.1970 03:00:00