Проект обновлённой Стратегии пространственного развития РФ до 2030 года 8 октября рассматривался правительством в рамках стратегической сессии, сообщает КоммерсантЪ. Новый документ среди прочего учтёт изменение геополитической ситуации — в том числе санкции и происходящую перестройку логистики внешней торговли. Обновлённую стратегию власти видят инструментом реализации нацпроектов в отраслях и регионах при взаимоувязке с федеральными и региональными приоритетами развития.
Правительство 8 октября провело стратегическую сессию, посвящённую проекту Стратегии пространственного развития до 2030 года. Этот разработанный Минэкономики документ (см. «Ъ» от 20 сентября) должен заменить действующую Стратегию–2025. Одобрить обновление Белый дом планирует не позднее декабря.
Премьер-министр Михаил Мишустин отметил на заседании, что все мероприятия стратегии должны быть синхронизированы с нацпроектами, госпрограммами и планами строительства инфраструктуры. Глава Минэкономики Максим Решетников добавил, что стратегия фактически определяет, как достичь поставленных национальных целей в конкретных отраслях и регионах.
Документ описывает систему территориальной организации страны, увязывая между собой, в частности, пространственные приоритеты федерального центра и регионов, а также отраслевые задачи.
По словам Максима Решетникова, при принятии решений, «что и где строим, нужно исходить из экономической эффективности, приоритизации и оценки альтернатив, новые предприятия должны развиваться в увязке с транспортом, энергетикой, жильём и социальной сферой».
Отметим, правительство не первый год пытается гармонизировать пространственную политику — в пилотном режиме запущена платформа «Национальная система пространственных данных», которая должна де-факто создать многослойную цифровую карту РФ. Ключевой инструмент разработанной стратегии, который должен обеспечить синхронизацию усилий — схемы территориального планирования, которые будут необходимы для запуска федеральных и региональных строек.
Одна из задач стратегии — снижение межрегиональной дифференциации, в частности, за счёт наращивания числа регионов с темпами роста валового регионального продукта выше среднероссийского уровня.
В рамках стратегии формируется список из 2 тыс. опорных населённых пунктов — в него помимо крупных агломераций, на которых сделан акцент в действующей версии, вошло 86% малых и средних городов. При этом, по словам премьера, необходимо продолжать развивать крупные агломерации — «там традиционно выше уровень производительности труда, что во многом способствует выполнению значимых инвестпроектов».
Еще одна задача — снятие инфраструктурных ограничений — в новой версии документа несколько переосмыслена. Как сообщил Максим Решетников, в рамках действующей стратегии сокращено среднее время в пути между столицами соседних регионов почти на час, расширены мощности морских портов и железной дороги. Теперь же предлагается обеспечить ещё и переориентацию транспортных потоков на новые рынки. Связано это с тем, что в результате введения санкций товарооборот с «недружественными» странами сократился примерно на 55%, а с «дружественными» — вырос на 50% (а к 2030 году увеличится в 2,5 раза). В этих условиях, добавил Михаил Мишустин, «растёт значимость территорий, через которые проходят новые международные транспортные коридоры — в частности, в восточном и Азово-Черноморском направлениях, расширяются перспективы портовых городов, в том числе вдоль Северного морского пути».