10.03.2015 12:10
В условиях экономического кризиса профильные государственные ведомства и строительное сообщество заняты поиском стратегии выхода из ситуации. Если посмотреть на основные контуры этой стратегии, то можно сделать вывод, что докризисная повестка развития строительной отрасли в целом не изменилась. Меняются приоритеты и объемы финансирования.
Ипотека
В апреле этого года ожидается принятие поправок в закон о федеральном бюджете, которые позволят начать субсидирование банков, выдающих кредиты на жилищную ипотеку. Как сообщил генеральный директор АИЖК Александр Семеняка на круглом столе в рамках Красноярского экономического форума уже в понедельник, 2 марта, в правительство будет внесено постановление по субсидированию процентной ставки. Несмотря на то, что субсидии поступят только после внесения правок в закон о бюджете, по словам Семеняки, крупные банки готовы выдавать кредиты по ставке 13%, начиная с смарта.
Выступая на IV Российском инвестиционно-строительном форуме в начале февраля, министр строительства Михаил Мень отметил, что государство выделит на программу субсидирования процентных ставок по ипотеке 20 млрд рублей. «Мы вместе с банками и крупными застройщиками посчитали что эта программа сможет обеспечить привлечение ипотечных кредитов на общую сумму в 400 млрд рублей, — заявил глава Минстроя. — Это неплохой объем. Но если говорить об итогах прошлого года, то общий объем, который наши люди взяли в виде ипотечных кредитных средств, составил 1 трлн 700 млрд рублей». Михаил Мень подчеркнул, что в первую очередь программа субсидирования ориентирована на приобретение жилища в новостройках.
Не все участники профессионального строительного сообщества согласны с такими приоритетами. Другой докладчик инвестиционно-строительного форума, президент Союза архитекторов России Андрей Боков критически отнесся к субсидированию ипотеки как ключевому инструменту разрешения сложившейся кризисной ситуации: «Ипотека, которая здесь повторяется как мантра, не может решить все задачи». Согласно статистике, которую привел в своей речи Андрей Боков, 60%—70% населения не удовлетворены условиями проживания. И только 15%—17% граждан до кризиса готовы были участвовать в ипотечных программах. Сегодня в России на человека приходится в среднем 23 квадратных метра. В Европе этот показатель составляет 40 квадратных метра на человека, а в Америке — 70 кв. м. При этом, как отметил докладчик, большинство вводимых в России квадратных метров распределяется между 30% населения. «Сейчас образовался довольно обширный круг, от 40% до 50% наших сограждан, которые не в состоянии улучшить свои жилищные условия, и которые нуждаются в поддержке государства. Другого пути у них нет. Они не в состоянии участвовать в ипотеке», — констатировал эксперт.
Кроме того, упор на ипотечное кредитование без существенных изменений в градостроительной политике сохраняет модель массового строительства высотных многоквартирных домов. В тоже время, как указал Андрей Боков, из 80 млн кв. м жилья, введенных в 2014 г., половина является продуктом индивидуального строительства. «Люди хотят жить в своих индивидуальных домах, — сделал вывод эксперт. — Надо признать, что за этим стоит процесс субурбанизации. А это значит, что наша земля и наши города должны выглядеть по-другому. Иначе должна отводиться земля, иначе должны выглядеть проектировочные решения, иначе должна строиться социальная инфраструктура, —это все вдет к изменению нормативной базы».
Арендное жилье
О недостаточности программы по субсидированию ипотеки говорила на инвестиционно-строительном форуме и первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по жилищной политике и ЖКХ Елена Николаева. По ее мнению, для преодоления кризиса необходимо стимулирование спроса во всех секторах строительной отрасли и, прежде всего, государственного спроса. Таким стимулом могло бы стать развитие арендного жилья, а также жилья социального найма. В этой связи депутат выступила против продления приватизации: «если мы будем продлевать приватизацию, это остановит возможности развития арендного жилья и жилья, которое будет строиться по социальному найму. Государство, конечно же, должно выполнить свои обязательства перед теми категориями граждан, перед которыми они уже обозначены. Но дальнейшее продление приватизации просто останавливает развитие целого сектора экономики».
Закон о арендном жилье был утвержден в июле 2014 г. Как отметил Михаил Мень, все подзаконные и нормативно-правовые акты, необходимые для развития арендного жилья, подготовлены и введены в действие. Тем не менее, 20 февраля Государственная Дума все же приняла во втором и третьем чтениях законопроект о продлении бесплатной приватизации, установив срок до 1 марта 2016 года, а не до 1 марта 2018 г., как планировалось в изначальной версии законопроекта. Закон был одобрен Советом Федерации 25 февраля и 2 марта утвержден президентом РФ Владимиром Путиным. Таким образом, идея отмены бесплатной приватизации как стимула для развития арендного жилья не была реализована. Имея всю необходимую с точки зрения Минстроя нормативную базу, строительство арендного жилья продолжает существовать преимущественно в формате проектов АИЖК и отдельных региональных проектов. Министерство строительства и ЖКХ надеется на то, что этот вид жилья к 2016 г. будет занимать до 7% от общего объема вводимых квадратных метров. По мнению Андрея Бокова, доля арендного жилья должна доходить до 30%.
Стимулирование застройщиков
В своей речи перед участниками инвестиционно-строительного форума Елена Николаева также указала на необходимость стимулирования предложения в строительной отрасли: «Я считаю, что недоступность сейчас финансирования, запредельные кредитные ставки по сути стимулируют повышение цены квадратного метра. Развитие проектного финансирования, о котором в том числе говорил президент, развитие дополнительных субсидий по процентным ставкам для крупных проектов сейчас является, мы считаем, принципиально важным вопросом». Для этого, по мнению депутата, имеет смысл реанимировать антикризисные программы 2008 г., в том числе программу «Стимул», в результате которой было построено более 5,5 млн кв. м.
Как пояснил Александр Семеняка, средства по этой программе больше не направляются на финансирование рыночных проектов, а используются для строительства объектов в рамках программы «Жилье для российской семьи». В свою очередь, Елена Николаева предложила вернуться к первоначальным рамкам финансирования программы «Стимул» и выделить для этих целей из бюджета не меньше 110 млрд рублей. К обозначенной сумме скептически отнесся президент Национального объединения строителей Николай Кутьин, отметив, что основа нормальной деятельности строительной отрасли в целом по стране составляет порядка 5 трлн рублей.
На данный момент Минстрой совместно с Минэкономразвития прорабатывает механизм проектного финансирования для инвестиционных проектов, который предполагает субсидирование процентной ставки для инвесторов под 9%.
О некоторых методах стимулирования строителей в период кризиса рассказал на строительно-инвестиционном форуме заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. В частности, Правительство Москвы приняло решение об открытии счетов для подрядчиков непосредственно в Управлении федеральным казначейством по г. Москве, через которые будет осуществляться их финансирование. Это избавит подрядчиков от необходимости предоставлять банковские гарантии и авансы для участия в конкурсах. «Непростое решение. Но мы на него пошли, понимая, что сегодняшние условия кредитования и банковские гарантии стали реальным тормозом привлечения подрядчиков и их участия в конкурсах и аукционах», — пояснил Марат Хуснуллин. Помимо этого, Правительство Москвы предложило подрядчикам ускорить сроки строительства, чтобы минимизировать зависимость от инфляции. В результате ряд крупных подрядчиков в Москве перешли на удлиненный рабочий день и ночную смену.
По материалам сайта http://tstula.ru/news_100315_4.html
Дата обновления информации на странице 01.01.1970 03:00:00