Ассоциация «Саморегулируемая организация «Строители Тульской области»
Поиск
300012, г. Тула, ул. Михеева, д. 17, оф. 601
На сколько в 2016 году вырастут тарифы ЖКХ
Все Новости строительной отрасли

18.12.2015 11:17

Повышение тарифов на тепло и электроэнергию в 2016 году окажется минимальным за последние годы — 4%. Что стоит за таким решением Правительства и к чему оно может привести для экономики и граждан?

На днях Правительство РФ приняло решение о том, что повышение тарифов на тепло и электроэнергию в 2016 году окажется минимальным за последние годы — всего каких-то 4%. Возможно, власти надеются, что люди даже не заметят этого прироста. Что же заставило государство пересмотреть свою политику в сфере тарифов на услуги ЖКХ? Ответ прост: причиной тому кризис и падение доходов населения.

Призрачные надежды

Минимальные уровни тарифов на тепло остались неизменными, максимальные вырастут только на 3,4%. Для электроэнергии дельта роста будет находиться в пределах 1%—7,5%.

Причем Правительство было готово пойти на отказ от минимальных значений, что теоретически позволяло регионам даже снижать стоимость услуг. По крайней мере, Федеральная антимонопольная служба и Министерство строительства и ЖКХ РФ призывали именно к отказу от минимальных значений, но их коллеги из Минэнерго и Минэкономразвития не согласились с таким радикализмом.

Другое дело, что, учитывая финансовое положение территорий, их обремененность долгами, надежды на снижение были призрачными. А теперь они и вовсе исчезли.

По имеющейся информации, дебаты по этому вопросу были достаточно горячими. На прошлой неделе даже состоялось согласительное совещание, который провел вице-премьер Дмитрий Козак. На нем было решено, что минимальные тарифы на тепло по сравнению с 2015 годом в 2016-м не вырастут, а вот что касается электроэнергии, то для 14 регионов, где сильно изношены сети, электричество подорожает в диапазоне от 4,5% до 7,5%.

Такое решение позволит субъектам Федерации дать некоторую волю ценникам на водоснабжение и водоотведение. Обычно этот прием использовался для того, чтобы за счет водопроводчиков обеспечить сетям и крупной генерации большие уровни индексации тарифа.

Максимум на минимуме

Здесь надо представлять, как в нашей системе ЖКХ формируется тарифная сетка. Больше всего кормят владельцев когенерации (при которой одновременно происходит выработка тепловой и электрической энергии) именно тарифы на тепло. Это происходит в силу того, что основной потребитель тепла — жители домов. А в платежках за услуги ЖКХ на тепло приходится 60% общей суммы.

ФАС и Минэкономразвития предлагали индексировать тарифы на тепло больше, чем на другие услуги. Но Минэкономразвития исходило из того, что плата за газ в следующем году подрастет только на 2%, а общий платеж населения за услуги ЖКХ не может вырасти более чем на 4%. Это следует из протокола заседания правления ФАС от 6 ноября 2015 года. Такие показатели связаны с намерением проиндексировать в 2016 году пенсии тоже лишь на 4%.

— Если индексация пенсий будет 4%, значит, платеж по ЖКХ не может быть проиндексирован больше, чем эта величина, — заявил в интервью Business FM глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. — Это было бы и социально, и политически, и экономически неприемлемо. Определяя 4% как предел для повышения тарифов по ЖКХ, мы обратным счетом выходим на индексацию тарифов по газу в 2%, а по электричеству мы индексируем только сетевое хозяйство.

Г-н Улюкаев считает возможной индексацию сети на 7,5%.

— Это сравнительно небольшой удельный вес в расходах ЖКХ, — пояснил министр, — и это позволяет иметь и более-менее нормальную индексацию расходов на ремонт и эксплуатацию теплоснабжения и водоснабжения, что является критически важным для ЖКХ, и при этом — финишную цифру 4%.

Приобретя в одном, можно потерять в другом

Как может реально складываться ситуация в связи с принятыми решениями? По мнению некоторых экспертов, в предвыборной период территории станут использовать минимальные значения тарифов. Потребителям это, разумеется, во благо, однако, как чаще всего бывает на Руси, если одним хорошо, то другим плохо. Пострадать могут поставщики услуги, которые останутся в убытке из-за высокой инфляции.

Несладко придется и крупным потребителям электроэнергии. Слабый рост тарифов на электроэнергию для населения приведет к росту перекрестного субсидирования. Операторы будут вынуждены компенсировать выпадающую выручку сетей за счет больших производств. Расчеты заместителя главы Минэнерго Вячеслава Кравченко показывают, что даже при максимальном росте платы за услугу на 7,5% с июля 2016 года перекрестное субсидирование увеличится с нынешних 228 млрд до 312 млрд руб.

А если бы минимальный уровень вообще был отменен, то эта сумма выросла бы до 331 млрд руб. Что, в свою очередь, повлечет за собой рост цен на товары и услуги: ведь эти потери нужно где-то «отыгрывать», компенсировать. Так что, приобретя в одном, граждане России вполне могут потерять в другом.

«Сколько нам скажут, столько мы и платим»

— Правительство хочет снизить бремя, которое лежит на семьях, что правильно. В этом году уже и так тарифы выросли. Поэтому ограничить повышение стоимости коммунальных услуг — правильное решение, — считает председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин. — В два раза упали цены на нефть, а от них формируется цена на газ, однако удешевления коммунальных платежей не произошло. Когда в прежние годы их повышали, всегда объясняли это ростом цены на нефть и газ на мировых рынках. Но если она сейчас на них столь сильно упала, не должна ли упасть и цена на коммунальные услуги?

По мнению Константина Крохина, тарифообразование в коммунальной сфере в России устанавливается расчетным путем, поскольку нет рыночного механизма.

— Сколько нам скажут, столько мы и платим, — констатирует глава Союза жилищных организаций Москвы и добавляет: — Это неверный подход. Экономика не пострадает из-за ограничения тарифных аппетитов, наоборот, даже выиграет: сократится инфляция.

«Задолженность выросла пропорционально росту стоимости услуг»

Долгосрочное ограничение роста тарифов за коммунальные услуги действует в России с 2014 года, напомнили нашему корреспонденту в Общероссийском народном фронте. По действующему законодательству Правительство устанавливает уровень платы в среднем по субъекту, а глава конкретного субъекта Федерации уже устанавливает предельный процент роста по муниципальным образованиям на основании предоставленных федеральными властями цифр. Однако в Общероссийском народном фронте отмечают, что ограничение роста тарифов не спасает от увеличения расходов на квартплату.

По словам руководителя Центра ОНФ «Народная экспертиза» Николая Николаева, ситуация с высокими платежами не изменится до тех пор, пока федеральные власти не ограничат рост стоимости жилищных услуг.

— Увы, отсутствие регулирования роста стоимости этих услуг — одна из основных проблем роста задолженности, которую уже нельзя остановить увеличением штрафов, — констатировал Николай Петрович в интервью журналу «Строительство.RU». — Сегодня должниками становятся те категории населения, которые не имеют возможности платить за услуги ЖКХ по мере роста их стоимости. В 2014 году число таковых составило 13 млн человек — 9,1% от общего населения страны.

Согласно данным официальной статистики, задолженность за ЖКХ с 2006 года в России выросла в три раза — до 130 млрд руб. А по экспертным оценкам она достигла 190 млрд руб. Причем, как отметил Николай Николаев, задолженность выросла прямо пропорционально росту стоимости услуг.




По материалам сайта журнала «Тульский строитель» http://tstula.ru



Все Новости строительной отрасли

Дата обновления информации на странице 01.01.1970 03:00:00